Главная | Вход

Вторник, 17.10.2017, 14:41

МБОУ "Гимназия № 1" г. Салавата

Меню сайта

Для родителей

 

Первые шаги на пути освоения ФГОС НОО

 Термин Стандарты прочно вошел в педагогическую практику с 2004 года, хотя на первых порах и с трудом воспринималась сама возможность стандартизации такого сложного процесса как обучение и воспитание детей. Но здесь главное -  уяснить, что стандарты на производстве и стандарты в образовании несут разную смысловую нагрузку. Стандарты в образовании не определяют «раз и навсегда» заданный технологический и содержательный процесс обучения, а, прежде всего, определяют требования к результатам этого процесса и требования к условиям получения этого результата.

 Понятно, что при таком подходе к содержанию стандартов необходим и иной подход к его реализации. Школа не может и не должна единолично решать, каким должен быть выпускник, чему, как и в каких условиях  учить детей.

В основу стандартов второго поколения положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Общественный договор  подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств и солидарной ответственности за результат образования.

Конечно, центром, координирующим действия всех заинтересованных в образовании сторон, останется школа. И, прежде всего, школа на данном этапе внедрения стандартов призвана использовать все свои возможности и возможности окружающей социальной инфраструктуры для успешного перехода на новые стандарты.  Так как новый стандарт не столько изменяет содержание учебного материала, сколько делает упор на развитие личности и универсальные учебные умения, будет уделяться большое внимание межпредметным связям, навыкам ребят ориентироваться в больших объемах информации. Данная задача будет решаться как на уроках, так и во внеурочной деятельности, на которую предполагается отводить от 6 до 10 часов в неделю.

 

Очевидно, что наиболее благоприятно переход на новые стандарты пройдёт в той школе, где для этого есть не только материально-техническая, но и серьёзная методическая  база, и имеется опыт общественно-государственного управления школой.

 Каждой школе сейчас предстоит сравнить предложенную новыми стандартами обобщенную модель образовательной системы с существующей в школе (если она есть), внести необходимые изменения (с учётом пожелания родителей) или создать свою систему, отвечающую требованиям новых стандартов. Конечно, в этой ситуации не стоит «изобретать велосипед». А надо внимательно присмотреться к имеющемуся опыту Российской педагогической практики.

Выбор образовательной системы очень ответственный шаг, т.к. заставляет думать о перспективе её использования не только в рамках одной ступени обучения. В противном случае, через 4 года проблема преемственности в школе в условиях освоения стандартов основного общего образования и среднего общего образования встанет особенно остро.

Многолетний опыт работы по этой системе позволяет нам сделать вывод не только об эффективности применяемых технологий и УМК ОС «Школа 2100» в условиях Стандартов первого поколения, но и перспективность их использования в условиях ФГОС. Прежде всего,  потому, что именно в Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опытформирования универсальных учебных действий. Хочется подчеркнуть, что ОС «Школа 2100» - это не просто набор УМК нового поколения, а действительно образовательная система позволяющая подчинить  всё школьное пространство (с 1 по 11 классы) интересам детей. Не случайно девизом авторов этой системы  является «Живём в настоящем, готовя будущее!».

 И ещё, что не маловажно, «Школа 2100» это система с мощной методической поддержкой. Сейчас, в условиях перехода на новые стандарты, нам просто неоценимую помощь оказывают материалы сайта «Школа 2100» и при написании Основной образовательной программы школы, и при создании рабочих программ по предметам, и программ дополнительного образования. На страницах этого сайта много полезной информации находят не только учителя, но и дети, и их родители.

 

Какие требования выдвигает новый ФГОС?

Стандарт выдвигает три группы требований:

·          Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

·          Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

·          Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается оттрадиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формированияИКТ-компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задачавнедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных учреждений.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметнымвключающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-11 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах 186 пилотных школ города Москвы. С 1 сентября 2011-12 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.

Государственные образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы, реализующие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня, осуществляют прием в первый класс детей, которые проживают на закрепленной территории и имеют право на получение общего образования, с 1 апреля.

В целях обеспечения права детей на получение начального общего образования, с соблюдением установленных требований п. 2.1.6. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», ежегодным приказом окружного управления образования определяют перечень образовательных учреждений, за которыми закрепляют дома, расположенные в непосредственной близости от образовательных учреждений.

Перевод воспитанников, осваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в данном образовательном учреждении осуществляется с 25 по 31 марта текущего года. Родители (законные представители) воспитанников, осваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в данном образовательном учреждении, подают заявление о переводе ребенка в первый класс с 1 сентября текущего года.

Деятельностная парадигма стандартов второго поколения

    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (далее – Стандарт) влечет за собой переход на новую – деятельностную – парадигму образования. В Стандарте усилена ориентация нарезультаты образования. За последние десятилетия в современном обществе произошли кардинальные изменения в представлениях о сущности этих результатов, связанные с признанием того, что усвоение определенной суммы предметных знаний, умений и навыков обучающимися является явно недостаточным для полноценной и успешной жизни и профессиональной деятельности человека. Самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, ответственный, толерантный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое, эффективно работающий в команде – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным. Не случайно в докладе «Образование: сокрытое сокровище», адресованном Международной комиссии по образованию для ХХI в., Жак Делор сформулировал «четыре столпа» современного образования: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Формирование и развитие этих качеств и есть, по существу, ответ образования на «вызовы времени» и запрос современного общества.     

Изменение представлений о результатах образования ведет к переходу от традиционного зуновского подхода, в котором под образовательными результатами понимается степень освоения и уровень сформированности предметных ЗУНов учащимися, к культурно-историческому системно-деятельностному, в котором на первый план выходят целостный процесс развития личности ученика, его способность к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, рефлексивному анализу собственной деятельности, а знания, умения и навыки рассматриваются как инструментальная основа компетенций обучающегося. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., которую часто называют школой культурно-деятельностной психологии. Эта концепция раскрывает основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

    Согласно концепции Л.С. Выготского, обосновавшего принцип культурно-исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта, обучение рассматривается как движущая сила развития, важнейшим показателем которого является переход от натуральных психических к высшим функциям. Так как образцы («идеальную форму») высших психических функций задает обучение, то именно обучение он рассматривает как «ведущее за собой развитие». Но при этом Выготский отмечает, что обучение является ведущим лишь тогда, когда оно осуществляется в зоне ближайшего развития ребенка (ЗБР).

 Согласно концепции А.Н. Леонтьева, движущей силой личностного и познавательного развития является деятельность, поэтому очень важно, в какие виды деятельности и с какой степенью активности включается человек. Ключевую роль в этом процессе играет мотивационно-смысловая сфера личности.

Системно-деятельностный подход, развивающийся на основе идей культурно-деятельностной психологии, находит свое выражение в различных направлениях отечественной психолого-педагогической науки и практики. К ним можно отнести развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), планомернопоэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогику развития (Л.В. Занков), психопедагогику «живого знания» (В.П. Зинченко), культурно-историческую смысловую педагогику вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), личностно-ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), школу диалога культур (В.С. Библер) и др.

    Актуализация системно-деятельностного подхода в современном отечественном образовании позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития учащихся. В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве планируемых результатов начального образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты.

    Под личностными результатами понимаются готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

    Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а также овладение межпредметными понятиями. При этом важнейшей компетенцией в развитии учащихся является умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими.

    Под предметными результатами понимаются освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по пол

Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz